Многие эксперты считают, что международная линия Джо Байдена будет базироваться, в основном, на санкционной политике, финансовом давлении и экономических союзах (что, однако, не отменяет уже стартовавшую гонку вооружений и расширение военного присутствия в «горячих» регионах)
В качестве подтверждения этого тезиса эксперты указывают на желание команды нового президента проанализировать деятельность министерства финансов в сфере введения санкций против других стран.
Речь идет о пересмотре санкционных программ. Многие из ограничений, которые администрация Донльда Трампа вводила в отношении предприятий и людей, связанных с Ираном, КНДР, Китаем, Венесуэлой и Россией, команда Байдена считает односторонними. Как отмечают источники агентства, новая администрация находит такой подход неоднозначным и считают коллективные санкции наиболее эффективными.
По мнению Байдена, Америка не может в данный момент решать все проблемы самостоятельно. А потому должна сбить некую команду, чтобы противостоять своим геополитическим оппонентам. К примеру, в процессе переговоров по иранской ядерной программе Америке необходимо работать над восстановлением тесных связей со странами Европы и Тихоокеанского региона. Отчасти это обусловлено необходимостью получить возможность развернуть Европу в сторону Вашингтона.
Байден не согласен с внешнеполитической линией Трампа по идейным соображениям. Дескать, республиканец «приветствует каждого диктатора» и «тычет пальцами в глаза» союзникам Вашингтона. В качестве примера Байден приводит ситуацию в КНДР, где стало «больше смертоносных ракет и больше возможностей, чем было раньше», и в Иране, который «приблизился к созданию ядерного оружия».
Байден считает, что Америка, так сказать, «просела» как один из основных игроков на международной арене, и не способна ответить на ряд современных вызовов. В частности, Китай, по Байдену — самый грозный конкурент США. По его словам, от того, какого подхода будут придерживаться США, зависит, останутся ли две страны и дальше конкурентами или ситуация перерастет в более серьезное соперничество.
Однако самой большой угрозой для своей страны Байден называет Россию. Соответственно, можно прогнозировать, что на Россию и будет направлен один из самых мощных санкционных ударов.
На днях член комитета по энергетике и торговле палаты представителей Адам Кинцингер заявил, что санкции США против газопровода «Северный поток – 2» – это не попытка контролировать Европу (о чем говорили многие в Брюсселе), но попытка связать энергетические амбиции Москвы.
Кинцингер отметил, что США серьезно продвинулись в санкциях в отношении этого проекта.
«Мы знаем, что большая часть Европы, особенно в Восточной Европе очень обеспокоены будущим Европы, зависящим от российских энергоносителей», – сказал он на онлайн-встрече в Маршалловском институте.
Напомним, что ранее обе палаты конгресса США согласовали в проекте оборонного бюджета страны на 2021 год расширение санкций против проекта «Северный поток – 2». Трамп, в свою очередь, пообещал заблокировать законопроект, но в конгрессе хватит голосов, чтобы преодолеть его вето.
Новые санкции создадут новые проблемы для проекта, считает эксперт Института исследований внешней политики (FPRI) Максимиллиан Хесс. По его мнению, главную опасность представляют санкции против страховщиков проекта.
«Россия демонстрировала попытки как-то выйти из этой ситуации и нейтрализовать угрозу американских санкций, но пока такие планы не привели к результату», — указал он.
Также в списке мер по сдерживанию России продолжение запрета на выделение средств для двустороннего сотрудничества на военном треке; выделение военной помощи Украине на сумму $250 млн, в том числе $75 млн на закупку оружия; подготовка военнослужащих в Восточной Европе.
В общем, эксперты считают, что в отношении Москвы, скорее всего, стоит ожидать более широкого использования санкционных инструментов и продвижение ценностной повестки для оказания давления на внутриполитические процессы.
В то же время Байден постарается сделать упор на здравый прагматизм в российско-американских отношениях. Его победа, по мнению экспертов, поможет несколько снизить накал страстей вокруг фактора России во внутренней политике США, что откроет окно возможностей для конструктивного диалога в областях, где интересы пересекаются. Кроме стратегической стабильности и контроля за ядерными вооружениями, эксперты включают в этот перечень кибербезопасность, взаимодействие в Арктике и климатические проблемы.
Впрочем, скептики констатируют, что российско-американские отношения в обозримой перспективе останутся на низком уровне. А попытка демократов вернуть Америке мировое лидерство могут спровоцировать острые кризисы у российских границ. В этой связи эксперты призывают разработать новые правила, которые позволят уменьшить риск возникновения неумышленных инцидентов, способных негативно повлиять на глобальную стабильность.
Так или иначе, но наращивание санкционного давления и возрождение практики «крестовых походов» под флагом либеральной демократии повышают геополитические риски до неприемлемых величин. Вряд ли в этом заинтересована новая администрация США. Однако, давно известно, что доктринерство и здравый смысл практически всегда противоречат друг другу.
Свежие комментарии