Об этом, передает корреспондент «ПолитНавигатора», пишет «Коммерсант».
Так, после достижения лидерами России, Армении и Азербайджана договоренностей о транспортном развитии региона, дорога как опасаются в Грузии, свое значение потеряет, что станет ударом по грузинской экономике.
«Ранее Азиатский банк развития совместно с Европейским банком реконструкции и развития выделил Грузии около $500 млн на реконструкцию автодороги именно с учетом ее значимости для Армении. Но теперь будущее этого проекта туманно.
Причина — договоренности о «разблокировке всех экономических и транспортных связей в регионе», достигнутые в Москве 12 января премьером Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым при посредничестве президента РФ Владимира Путина», – говорится в материале.
Речь идет о двух о двух основных направлениях: коридор из основной части Азербайджана в анклав — Нахичевань, который должен пройти через Сюникскую область Армении и железная дорога из Еревана в ту же Сюникскую область, которая проложена через Нахичевань. Оба маршрута активно использовались в советское время, но с началом нагорно-карабахского конфликта прекратили существование.
«Если проект будет реализован, Азербайджан получит новый транспортный маршрут в Нахичевань и Турцию, Россия — в Турцию и Армению, а Армения — в Иран и Россию. И следовательно, значение Военно-Грузинской дороги резко снизится», – пишет газета.
Этой ситуацией обеспокоился экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, заявивший о «катастрофических последствиях» реализации проекта для транзитной значимости страны.
По его словам, Грузия может превратиться в «ампутированную часть Южного Кавказа», которая «никому не нужна». При этом «уничижении транзитной функции Грузии» Саакашвили винит президента России.
«Путин привез Алиева и Пашиняна в Москву и сказал им: «Зачем вам Грузия?», — негодует Саакашвили.
Он полагает, что в итоге Баку перестанет поставлять Грузии природный газ по льготной цене, а Армения руками попытается компенсировать горечь поражения от Азербайджана отторжением от Грузии региона Джавахети, где армяне составляют 97% населения.
При этом ряд грузинских экспертов убежден, что апокалиптическая картина, нарисованная экс-президентом, по сути, не очень далека от реального положения вещей.
«Все эти транспортные проекты предопределяли очень важную геополитическую функцию Грузии, в свою очередь, обеспечивающую ее государственную устойчивость»,— сказал политолог Георгий Хухашвили.
Он считает, что востребованность грузинских черноморских портов Поти и Батуми «находится в зоне серьезного риска».
По утверждению эксперта, железная дорога Баку—Тбилиси—Карс, по которой 14 января началась регулярная транспортировка грузов из Азербайджана в Турцию, «может превратиться в один из самых неудачливых проектов».
Свежие комментарии