На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир в котором мы живём

59 712 подписчиков

Свежие комментарии

  • motorigin gennadii
    Киев брать. а там будет видно!Как будем лечить ...
  • Стас Гулинов
    А теперь как? Не будем больше с банкоматов им "отщелкивать"?)«Холодная война п...
  • Юрий Шведчиков
    Куда уходит Чубайс? :-"Доктором к Саакашвили..."Куда уходит Чубай...

Украина в проектах США. Униаты и православные

Первоначальная русинская эмиграция из Австро-Венгрии в США не носила никакого антироссийского характера. Наоборот, большинство русин с симпатией относились к России. И определённые силы очень постарались, чтобы создать в Соединённых Штатах довольно значительный слой свидомых украинцев, считающих Россию своим вековечным врагом.

Разумеется, многие американцы с украинскими корнями придерживаются антироссийских взглядов пассивно, в силу воспитания в семье и воскресных школах. Сгорают от ненависти только те, кто подался в активисты и является русофобом на ставке. Но тем не менее украинская диаспора подпитывает как антироссийские настроения в США, так и посылает волонтёров на Украину типа Кэтрин Чумаченко, на которой женили Виктора Ющенко, руководителей министерств юстиции и здравоохранения Украины — Романа Зварыча и Ульяны Супрун.

Межконфессиональная борьба: униаты, православные

Формирование антироссийской среды среди выходцев из Галиции, Волыни, Буковины, Закарпатья на рубеже XIX и XX веков проходило в ожесточённой межконфессиональной борьбе. Вытеснение или уход — такими словами можно охарактеризовать формирование антироссийской идентичности среди русинов Галиции, эмигрировавших в США.

В массе своей эти люди были неграмотными и забитыми, поэтому могли попасть под идеологическое влияние антироссийской партии.

И вот именно при формировании русинских организаций использовалась тактика вытеснения или ухода.

То есть идеологи украинства вытесняли, изгоняли из организаций под тем или иным предлогом всех симпатизирующих России. А если не удавалось изгнать, то они уходили и создавали новые организации. Вначале это были организации взаимопомощи, которые быстро политизировались. Были также церковные и околоцерковные организации. Позже появились организации чисто политические, спортивные, просветительские и им подобные.

На рубеже XIX и XX веков в Соединённых Штатах русины-эмигранты из Австро-Венгрии разделились на две большие группы. Одна группа примкнула к русскому православию, другая - сформировала униатскую среду. Именно эта среда и продуцировала русофобов.

Здесь речь идёт именно об эмигрантах из Галичины. Эмигранты из Буковины и Закарпатья не имели такого влияния. Часть из них довольно быстро растворилась в американском обществе, часть присоединилась к венгерской и румынской общинам, часть сформировала свои структуры, но не столь мощные и долгоживущие, как у галичан, а часть пополнила две вышеназванные русинские партии — православную и униатскую.

На базе униатской и возникло американское украинство. Через двадцать лет, в начале Первой мировой войны, они переименовали свою главную организацию из Русского народного союза в Украинский народный союз.

Газета «Свобода» Украинского народного союза в 1915 году опубликовалаантироссийский проект митрополита УГКЦ Шептицкого о необходимости поддержки «обоих союзных государств» [Австрии, Германии] в образовании «Украины, свободной от российского гнёта».

Шептицкий писал, что ещё 7 декабря 1912 г. было составлено заявление всех украинских партий «о согласованности интересов нашего народа и Габсбургской монархии в войне с Россией».

Вскоре проект униатского митрополита нашел одобрение и в правительственных кругах США.

Деньги русинам от римского папы на крайнюю русофобию

Проиллюстрировать вышесказанное можно редакционной статьёй первого номера газеты «Свобода», вышедшего в 1893 году. С тех пор эта газета выходит в Соединённых Штатах непрерывно. Сейчас «Свобода» является крайне русофобским изданием, официальным органом Украинского народного союза.

А вот какие задачи ставил перед «Свободой» в редакционной статье первого номера её основатель священник Григорий Грушка. Мы специально приведём её на языке оригинала, чтобы показать, насколько тогда русинский язык мало отличался от русского, особенно того, который бытовал тогда в Российской империи, когда в письме присутствовала буква «і», ряд слов писались и произносились не совсем так, как сейчас.

«Те люде стались свободними, — разъяснял Грушка своим читателям,— котори, знайшовши правду, познали свою годность, народне достоинство, свои права, Богом и природою дани… ти, руский народе, не мав часу на тоє, щоб у себе в дома працювати над укрепленіем руского духа… Русин-бурлака на чужой земле… сам побудував собе руски церкви… Народе руский! Ти показав єси, яка в тобе сильна вера… Нашою задачею єсть: просвещати руский народ… Каждого русина патриота єсть святим обовязком нашу «Свободу» подтримувати».

В этом тексте рассказано о стойкости русского народа, который сберёг свою веру на американской земле и построил там церкви, разъяснены задачи, которые ставит перед собой редакция — просвещать русский народ. Есть и обращение к русинам с просьбой поддерживать «Свободу».

И когда нынешний редактор «Свободы» Пётр Часто пишет, что в опубликованном в 1893 году тексте главной идеей было «хранить сокровища украинского народа — веру, обряд, язык», он просто врёт. Григорий Грушка писал, что русины Америки должны хранить сокровища русского народа — его веру, обряды и язык.

Украинские националисты могли бы возразить на это, что вначале шла борьба за имя, ряд деятелей Русского народного союза с таким же успехом работали в этой организации, когда она стала называться Украинским народным союзом.

Но в случае с Григорием Грушкой этот аргумент не работает. Дело в том, что Грушка уже в 1895 году стал священником Русской православной церкви в США и редактировал газету православных Америки «Cвѣтъ». А когда вернулся на родину в Галицию, снова стал грекокатоликом.

Грушка был одним из тех, кто понимал идею унии изначально. Уния была заключена православными с католиками именно для того, чтобы сохранить свои обряды и основы своей веры. Именно для этого они признали верховенство папы. Ведь для многих в то время отказ от унии был бы равносилен гибели или переходу в католичество. Поэтому Григорий Грушка с лёгкостью перешёл в православие. Когда жизненные обстоятельства вынудили его вернуться на родину, то он вернулся в униаты, так как не было православной парафии, где он мог бы работать священником.

Эмигранты ехали в США в конце XIX века исключительно на заработки. И почти все планировали заработать денег и сразу же вернуться на родину. Понятно, что о религии в глобальном плане тогда никто не думал. Эмигранты были изначально униатами и старались сохранять привычные с детства обряды.

А вот когда выяснилось, что вернуться удалось немногим, когда заробитчан стало несколько десятков тысяч, причём живущих компактно, когда люди обзавелись семьями, причём женились в основном на девушках, которые прибыли из той же Галиции, когда появились дети, то встал вопрос о церкви в глобальном плане.

«Свобода» от 10 апреля 1895 года в статье «Папа Лев XIII. А Русны» сообщала: «Дав на днях великий доказ своей отцовской любви взглядно руского народа и руской церкви, Его святость Папа Лев XIII подписав декрет, которим креуе одрубу семинарию для 40 русиновь в Риме вінуючи ей фондомь 309 тисяч дол. Тая весть наповнила кожду руску душу чувством великой радости, щирой подяки за таке величне дело. И ми, Русины католики, шлем из-за Океана наше щиро-руске спаси-Богь и Многая лета Льву ХIIІ!»

Униатство – это «контроль братни», дискриминация, гонения неугодных

И получилось, что русины имеют два пути. Первый — вернуться в православие, потому что отпали те внешние условия, которые заставили их предков заключить Брестскую унию в 1596 году. Теперь никто не принуждал переходить в католичество под угрозой гонений, а то и смерти, теперь можно было свободно стать православными. Часть русин пошли по этому пути.

Было обращение русских Братств ко всем Русинам в Америке. «Вступайте в наш Союз! Мы даем $500 посмертного. Щоб эмиграция принесла користи для самих эмигрантов, треба дбати о те. Нам треба знати колько тих жовнеров приходит с батьковщины, хто они, звидки они, щоб знали мы докладно: хто приходит, де поселився и що робить? Таку контролю, не полицейску, бо такои в Америци нема, але контролю братню, контролю народню нам конечно перевести, если ми хочемо думати о розумном полученню наших сил».

Показателен пример Алексея Георгиевича Товта, протопресвитера Русской православной церкви в США, одного из наиболее значимых американских православных миссионеров. Он даже канонизирован православной церковью в Америке и во Львовской епархии УПЦ. Алексей Товт родился в 1854 году в Австрийской (ещё не Австро-Венгерской) империи, в русинской семье грекокатолического священника, сам стал церковным служителем и в 1889 году был направлен в США. Местный римско-католический архиепископ Джон Айрленд не признавал унии, он считал, что все униаты должны перейти в католичество. Особенно Айрленд ненавидел женатых священников, поэтому он отказал Товту в праве служить на приходе, сославшись на то, что нужды униатов может удовлетворить соседний польский католический священник. Кроме Товта подобную дискриминацию испытывали и другие униатские священники. Поэтому они стали переходить в православие. Причём переходить вместе со своими приходами. Люди тогда не видели особых различий, со временем все униаты США стали бы православными. Именно тогда те силы, которые собирались сделать из русин украинцев, увидели, что теряют свой электорат. Поэтому они надавили на римского папу и тот дал униатам США в 1907 году отдельного епископа. Первым епископом Украинской грекокатолической церкви в США стал Сотер Ортынский.

Стена между православными и грекокатоликами в США с тех пор выросла ещё больше, хотя она не была непроницаемой. А когда после Русской революции в России в США появилась Украинская православная церковь (1919), вскоре взятая под юрисдикцию Константинопольским патриархом, то взаимные переходы между униатами и новыми православными участились. Всё это показывает, что церковный вопрос всё больше и больше приобретал политический характер. И тот же Украинский народный союз, который активно противодействовал Русской православной церкви в США, стал защищать Украинскую православную церковь в США.

Но униатство всё равно оставалось главной опорой украинского национализма, укрепляясь как в Галиции, так и в Соединённых Штатах, при поддержке местных властей. Всё это привело позже к неисчислимым бедам и страданиям.

фото: odnarodyna.org

Иван Дегтярь

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх