Не секрет, что Китай на днях затопил уже вторую орбитальную станцию. Об этом сообщили официально. Звучало, конечно, очень громко, но на самом деле "Тяньгун-2" состояла, как и её предшественница "Тяньгун-1", всего из одного модуля. И главной задачей обоих модулей было отработать стыковку кораблей в открытом космосе и проверить работу всего комплекса систем жизнеобеспечения.
В своей основе этот проект станций стал аналогом (но не копией) проекту "Салют" Советского Союза.Но Китай не стал тратить большие ресурсы на "Небесный дворец", каждый модуль имел массу в 8,5 тонн, что несравнимо меньше отечественных станций.
Справка: Китайский проект 921-2 во второй половине 00-ых поставил перед страной задачу создать три пилотируемых космических обсерватории "Тяньгун", которые должны были быть выведены на орбиту уже в следующем десятилетии. А также автоматический грузовой корабль "Тяньчжоу" . Первый модуль "Тяньгун-1" был запущен уже 29 сентября 2011 года, после чего появились уже очертания сроков для последующих запусков. Второй модуль должен был отправиться на орбиту в 2016-ом, третий - в 2018-ом. Но из-за желания ускорить программу проекта 921-3 по созданию полноценной обитаемой национальной станции "Тяньгун-3" был отменён. Тем не менее, Китаю удалось создать вдовесок грузовой корабль "Тяньчжоу", который стал уникальной разработкой, а не очередной калькой на советские работы.
Весьма скромные сведения поступают о новом пилотируемом корабле, про который особо не распространяются. В конце прошлого года нам даже представили макет, а первый образец должен был полететь в этом году в беспилотном режиме. Но что-то пошло не так. Официальной информации не было, зато от разных источников с острова Хайнань поступила информация, что запуск прошёл весной этого года, но внештатная ситуация похоронила и ракету, и корабль. Не мне рассказывать, к чему приводят аварии во время испытаний.
Совсем свеж пример пилотируемого корабля SpaceX, который взорвался на испытаниях системы САС. И хотя система не подвела, а проблема оказалась неожиданной, это больше, чем на полгода, отодвинуло повторные испытания.
Если же ситуация произошла из-за новой ракеты Long March 5B, то проверки могут занять ещё больше времени. Тут уже напрашиваются параллели с "Союзом-ФГ". Носитель, приспособленный для запусков космонавтов и новых модулей к космической станции, не должен давать сбоев в 99,99% случаев. И такая оплошность в результате спешки очень дорого обойдётся Китаю.
Учитывая строгость и цензуру в информационном пространстве нашего соседа, не удивительно, что уже почти год ничего не слышно о разработке. До ноября-декабря, видимо, новой информации и не будет, пока они сами не разберутся в деталях, что случилось.
А спешить действительно есть куда. Ведь Китай претендует на роль нового мирового лидера. Значит, должен быть хорош во всём. И всё шло неплохо, пока SpaceX и NASA тоже не спешили. Вот только с 2015-го вернулся старый новый тренд - Луна. А новая администрация Трампа принялась форсировать работу космического агентства, чтобы Штаты вернулись на спутник в 2023 году. Не говоря уже о том, что в том же году на орбиту Луны должен быть выведен первый двигательный модуль для будущей станции. Уже неважно, что "знаменитая" SLS может откладываться ещё много лет.
Справка: SLS или Space Launch System - американская сверхтяжёлая ракета-носитель, разрабатываемая NASA для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты. Первый беспилотный запуск с миссией «Артемида-1» запланирован на середину 2020 года, а первый пилотируемый «Артемида-2» — на 2023 год.
Маска активно лоббируют в правительстве, а его Falcon Heavy готова. На счету этого сверхтяжа уже есть три запуска для сертификации и уверенности в ракете. Сделать двухпусковую схему полёта на Луну не составляет труда, чтобы успеть к 2023-ему.
Самая свежая новость - Китай, Россия и ЕС будут создавать совместную лунную базу. Рассказали об этом агентству "Синьхуа" в Национальном космическом управлении Китая (НКУК). Там уже не скрывают, что хотят в ближайшие 2-3 года полностью подготовить межнациональный проект. Выбор направления вполне очевиден - NASA уже заочно взяли лавры за постройку окололунной станции. Когда первый модуль достигнет орбиты Луны, Китай будет начинать постройку только околоземной станции, а Россия проведёт 20-ые годы в разработке и испытаниях своего сверхтяжа. В планах у ЕС была своя база и разработка сверхтяжа, но не ранее 30-ых годов. Совместными усилиями же сроки можно сильно сдвинуть.
При этом в данном проекте все члены будут выступать полноправными партнёрами, чего нельзя сказать о проекте "Врата". Со Штатами договориться о равноправном партнёрстве "Роскосмос" так и не смог. Остальные члены проекта также выступают на второстепенных ролях: ЕС, Канада, Япония.
Справка: проект "Врата" или Gateway (LOP-G)- американская программа по созданию международной обитаемой окололунной станции, предназначенной на первом этапе для изучения Луны и дальнего космоса, а в дальнейшем в качестве станции пересадки для космонавтов, направляющихся на Марс и обратно.
Может показаться, что уже неважно, кто станет первым на Луне в ближайшие годы. Но вспомните, что было, когда Falcon Heavy осуществила свой первый пуск. Да, сверхтяжи существовали и до неё, да, бывали достижения намного серьёзней, но люди почувствовали себя дикарями, которые снова вернули в моду высокое искусство спустя долгие годы после падения Римской империи. Миллионы молодых людей, восхищаясь, смотрели трансляцию на Youtube, как эта махина, ревя, взмывает в небеса. Точно также будет и с Луной. Кто в глазах миллионов людей по всему миру поднимет свой престиж и авторитет и покажет, что именно он строит будущее для всей нашей цивилизации? Возможно, вы что-то пропустили, но новая космическая гонка уже идёт. И она также важна, как и прошлая. Китай это понял. Но справится ли он с вызовом, неизвестно.
Свежие комментарии