Введенные ровно год назад антироссийские санкции США оказались очень выгодными для Москвы. Благодаря им она уже вернула государственный контроль над ведущим производителем алюминия в стране — РУСАЛом, а уже очень скоро по той же схеме в ее управлении может оказаться и автомобилестроительная империя Олега Дерипаски
Санкционная годовщина
Ровно год назад, в апреле 2018 года, Олег Дерипаска попал в так называемый американский санкционный «Кремлевский список», представленный Конгрессу США Министерством финансов. Все находящиеся в нем люди признавались американскими «противниками», а контролируемые ими компании предлагалось подвести под очень жесткие экономические санкции.
У Дерипаски их было две – оффшорная компания En+, через которую он контролировал корпорацию РУСАЛ, и ООО «Русские Машины», формальный владелец 65,56% акций «группы ГАЗ», ведущего российского автопроизводителя легких грузовиков, автобусов и автомобильных двигателей.
Требования США были просты. Снятие санкций могло последовать только после того, как Олег Дерипаска откажется от части активов компаний и тем самым потеряет реальный контроль над ними.
«Национализация» РУСАЛа
О том, что в итоге случилось с РУСАЛом, мы писали несколько месяцев назад. Его история интересна и поучительна и требует хотя бы краткого изложения.
Вначале все было очень похоже на попытку выдавить российских производителей алюминия с американского рынка. На тот момент мощности американских производителей были загружены всего на 37%, и уход с рынка русского конкурента мог здорово помочь американским алюминиевым заводам. Но летом прошлого года независимый директор компании En+ лорд Грегори Баркер (Великобритания) предложил план, который устроил Олега Дерипаску, а главное, американское министерство финансов.
Согласно плану, олигарх терял контроль над своим активом, а вся власть переходила в руки «независимых» директоров, половина из которых должна была иметь иностранный паспорт.
По итогу: контроль над РУСАЛом фактически перешел к подконтрольным Кремлю структурам, что вызвало настоящую бурю негодования в американском Конгрессе. Американские политики были возмущены тем, как ловко Москва их одурачила и воспользовалась США для фактической национализации (пусть и не формально) этого стратегически важного для нее актива, акции которого к тому же перекочевали из британской юрисдикции (оффшора на о. Джерси) в юрисдикцию российскую (оффшор на о. Октябрьский, Калининградской области).
Как результат, 11 февраля 2019 года финансовый Комитет Палаты представителей Конгресса США подготовил меморандум, в котором обвинил Госдеп США в некомпетентности.
Что такое «группа ГАЗ»
Итак, с РУСАЛом все вышло очень неожиданно, а между тем над «Группой ГАЗ» тучи не спешили развеиваться. Американское министерство финансов вело переговоры с представителями компании и раз за разом продлевало переходный санкционный период, во время которого все американские граждане и компании, желающие работать на американском рынке, должны были прекратить все свои отношения с этим «токсичным активом» русского олигарха.
И последнее такое продление состоялось 6 марта 2019 года, сроком на следующие 4 месяца.
Но, прежде чем разбираться с дальнейшими событиями, давайте проясним, а о каких активах собственно идет речь. Если кто подумал, что вопрос только в контроле над Горьковским автозаводом, то он ошибается. Да, он тоже входит в эту самую группу, но вместе с 12 другими российскими заводами, выпускающими автомобили, автобусы, двигатели и запасные части для автопрома.
Среди них такие настоящие российские флагманы, как ПАЗ, ЛиАЗ, КаВЗ, УРАЛ, Саранский автозавод спецтехники, Ярославский «Автодизель» и другие. Фактически, речь идет о целом автомобилестроительном кластере, соизмеримом с АвтоВАЗом, как по количеству активов, так и по обороту. К тому же это еще и стратегически важный актив, работающий на российскую оборонку.
Вернутся ли российские автозаводы под государственный контроль
На самом деле, вопрос, кому в конечном итоге достанется контроль над автомобильными активами Олега Дерипаски, пока не решен. Очень большой интерес к его покупке с самых первых дней проявляет немецкий концерн Volkswagen. Еще в 2018 году он предложил выкупить долю олигарха и тем самым застолбить за собой место одного из ведущих российских автопроизводителей.
Но, по состоянию на март 2019 года, эти переговоры не увенчались успехом. Сам Дерипаска после почти года «раздумий» наконец принял решение. И оно будет, по его словам, аналогичным решению по его алюминиевому бизнесу. В ответ на вопрос о том, готов ли он отказаться от контроля над «группой ГАЗ», Дерипаска сказал: «Да, как это было сделано с En+».
Что конкретно имеется в виду, пока до конца непонятно, но то, что дело сдвинулось с мертвой точки, очевидно. Кто в конечном итоге получит реальный контроль над таким лакомым куском, как «Группа ГАЗ», мы скоро узнаем, но если и тут Кремль получит очередной контрольный пакет, то американским Конгрессменам впору будет уже не выражать «озабоченность», как в случае с РУСАЛом, а начинать очередное расследование в отношении Министерства финансов США или даже самого президента Дональда Трмапа, настоящего инициатора создания «Кремлевского списка».
Yurаsumy, Экономика сегодня
Свежие комментарии