Шелковый путь был известен с древних веков. Причем маршруты этого пути имели множество вариантов. Это зависело от того кто, что, и в каком направлении везет. Смысл был один:- доставка различных товаров из азиатского региона на север и запад. По сути торговый коридор соединяющий удаленные друг от друга страны, цель которого только торговля.
О возрождении идеи великого шелкового пути, в современных реалиях, впервые было сказано председателем КНР СИ Цзиньпином в 2013 году. Чуть позже была сформирована и концепция Экономического пояса Шелкового пути, которая подразумевала создание инфраструктуры вдоль маршрутов продвижения товаров из АТР в страны Европы.
В октябре того же, 2013 г. СИ Цзиньпин на саммите АТЭС на острове Бали, предложил идею создания Морского Шелкового пути, который бы дополнял сухопутный путь. Впоследствии, все это получило название-”Один Пояс один Путь”.
Цели преследуемые Китаем вполне очевидны. Это программа экономической и политической экспансии Китая, имеющая цель изменить экономическую и политическую сущность Евразии. В уме же, этот проект, всегда держится как ответ своему давнему геополитическому сопернику-США. Огромное влияние США на материковую Европу должно ослабнуть, дешевизна, а теперь и качество китайских товаров-тому гарантия. Плюс структурированная и раскрученная товаропроводящая сеть.
Китай на сегодняшний день занимает первое место в мире по протяженности высокоскоростных железных дорог. И тянуть их он хочет на север и запад Евразии. Естественно с использованием своих производственных мощностей и своих специалистов. Строительство портов и других инфраструктурных проектов, связанных с морской частью Пути, то же только по китайским технологиям и с использованием китайских промышленных мощностей.
У этого проекта есть и второй слой, для Китая далеко не второстепенный. Китай занимает лидирующие позиции в мире по производству сталелитейных конструкций, стекла, строительной техники, станков различного назначения, подвижного состава железных дорог, автомобилей, судов и комплектующих к ним. И это далеко не полный перечень, а лишь пример его технологических возможностей. Цемента, например, Китай производит больше, чем весь остальной мир, вместе взятый.
При всей этой промышленной мощи, развитие западных и восточных провинций Китая, сильно отличается друг от друга. Основной промышленный потенциал Китая сосредоточен на востоке. Процветание условного востока, резко контрастирует с возможностями запада. Недовольство жителей восточных провинций своими доходами, по сравнению с доходами запада, оказывает серьезное давление на руководство КНР. И на сегодняшний день эта внутренняя проблема требует незамедлительного решения.
Необычайно остро в Китае стоит проблема с экологией. И перенос наиболее энергозатратных, грязных производств(цементная и сталелитейная промышленность) вдоль маршрута Пояса и Пути частично может решить эту проблему. Например, в один из пунктов кредитного соглашения между Китаем и Казахстаном, на 20 миллиардов долларов, внесен пункт об обязательном переносе производственных предприятий из Китая в Казахстан или строительстве новых. Подход руководства Китая к улучшению экологической ситуации в стране разнообразен. Так, только из одной провинции Китая-Хэбэй, более 700”грязных” производств переведены в соседние страны.
Концепция и стратегия развития Пояса и Пути дает решение по устранению дисбаланса во внутренней экономике Китая. Вовлечение востока в этот инфраструктурный проект, это толчок для промышленного возрождения и последующего устойчивого роста региона, и соответственно, усилению экономической мощи всего Китая.
Свежие комментарии