Решив свои проблемы с государственным долгом, о чем мы подробно рассказали в предыдущей публикации, американцы продолжили создавать трудности другим. Речь идет о так называемом логистическом кризисе. Это одна из причин роста цен на газ в Европе и Азии. Задержка доставки грузов – тренд этой осени, в котором первую скрипку играют американцы.
15 октября главный исполнительный директор IKEA Джон Абрахамссон Ринг предупредил о возможном дефиците товаров в магазинах ритейлера, который может продлиться до августа 2022 года. Это связано с дефицитом контейнеров, продолжающимся с декабря 2020 года.
По его словам, дефицит контейнеров и блокировка портов из-за карантинных мероприятий и ограничений, связанных с вакцинацией персонала, затруднили логистику для ритейлеров всего мира. IKEA пришлось сосредоточить свое предложение на самых популярных товарах.
“Самая большая проблема заключается в доставке продукции из Китая, где возможности сейчас очень ограничены”, – отметил глава Inter IKEA. На самом деле Китай – это только часть проблемы. Вывоз товаров из “мастерской мира” действительно затруднен.
Первыми это почувствовали российские порты на Дальнем Востоке – Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Магадан. Они жалуются, что не успевают обрабатывать поступающие контейнеры и те могут подолгу стоять в железнодорожных тупиках, ожидая выгрузки.
Но это, скорее, проблема железных дорог отдаленных регионов России (Сахалин, Магадан, Камчатка), которая вызвана неожиданной для местных властей и бизнеса переброской грузов. “Дальневосточный контейнерный перегруз” усложняется еще непростой ситуацией на глобальном рынке грузоперевозок из портов Азии в порты Дальнего Востока.
Китай панически ищет новые пункты перегрузки своих товаров, так сказать, народного потребления. Мировой шоппинг превратился в посылторг. Китай кое-как справляется с выполнением заказов, но от повышенного трафика китайских контейнеров стонут все ключевые порты мира. А тут еще Рождество (католическое и православное) и Новый год на подходе.
Жители цивилизованных стран хотят культурно “бухать” в грядущие праздники. Спрос на винные коробки увеличился на 77%, а на винные бутылки – аж на 172%. Но сбои в цепочках поставок усложняют доставку. К тому же вино – это, безусловно, фишка Европы (Франции, Италии, Испании и частично Германии с Португалией), но вот бутылки… Большинство тары поступает из Китая и Индии. А она никак не может доехать до мест “винного разлива”.
Европейские маркетологи уже начали кампанию приобщения населения Европы к пластиковым бутылям, вместо стеклянных бутылок. “Пластик лучше пустых полок”, – заявил владелец нескольких магазинов алкогольного ритейлера Gary’s Wine&Marketplace, который разрешил поставщикам пойти на такую меру.
На ситуацию с поставками в винодельческой отрасли повлияла пандемия коронавируса. Дистрибьюторам было трудно угнаться за резким ростом потребительского спроса отправленных на “удаленку” европейцев, которые осознали простую истину: можно пить и на работе, ели работаешь дома.
Так бы все и спились, если бы не животворящий кризис сначала бутылок, а потом и контейнеров. По данным профильных ресурсов, общая стоимость доставки обычного контейнера по основным направлениям из Азии на Запад выросла на 360% с августа 2020 года по август 2021 года. Самый большой скачок цен произошел на маршруте из Шанхая (Китай) в Роттердам (Нидерланды): стоимость доставки выросла на 659%.
Хотя Китай к производству шампанского никакого отношения не имеет, по прогнозам экспертов, контейнерные проблемы приведут к росту цен на все, включая вино и шампанское. Как назло, одновременно выросли мировые цены на кофе: в 2021 году крупнейший в мире производитель кофе – Бразилия – столкнулся с одной из самых сильных засух почти за столетие.
Но это только полбеды. С дорогим кофе и шампанским еще можно пережить Новый год. Но вот сидеть при этом в холоде крайне некомфортно. Тем временем на двух экспортных терминалах СПГ, а это более 50% производства СПГ в США, возникли непредвиденные проблемы.
Пока европейские и азиатские покупатели стремились накопить запасы перед зимой и были готовы платить почти в шесть раз дороже за природный газ, чем он стоит в США, поставки остановились.
Терминал Freeport LNG прекратил работу из-за скопления парафина в трубопроводах. В результате отгрузки СПГ с экспортного терминала Техаса будут сокращены с конца октября по ноябрь.
Производственное подразделение, известное как линия 3 на экспортном терминале Sabine Pass компании Cheniere Energy Inc., также остановлено. Никто толком не понимает причину. Якобы была какая-то поломка, из-за которой судовой канал был закрыт.
Помимо этого, общая численность застрявших в очередях на разгрузку контейнеров в портах США оценивается уже более чем в 250 тысяч штук. А длительность очереди дипломатично именуется “от четырех недель” и намекает на проблемы с доставкой в Рождество.
Причин логистического коллапса в США несколько. Во-первых, реально не хватает рук – портовых рабочих, грузчиков, крановщиков и водителей грузовиков. Некоторые из них были полунелегалами, в частности из Мексики и стран Латинской Америки, они уехали во время локдауна-2020 и не вернулись.
Во-вторых, играет свою роль проблема торгового дисбаланса США и КНР. В Штаты завозится много товаров (как из Китая, так и из стран Евросоюза), а из США экспортируется очень мало. Америка “торгует” долларом, патентами и компьютерными услугами, для чего контейнеры не нужны. На фоне этого возникла неожиданная проблема с грузовыми контейнерами.
Вообще, ситуация парадоксальна. Во всем мире контейнеров дефицит, а в США их переизбыток. Но возить пустые контейнеры дорого и неэффективно. В результате в американских портах значительная часть складских помещений и площадок забита этими самыми пустыми контейнерами, занимающими место и не дающими разгружать другие товары.
К тому же отдельные штаты придумали свои правила игры. Так, Калифорния ввела требования, что все грузовики, работающие в штате, должны быть не ранее 2011 года выпуска. Сотни (если не тысячи) грузовиков, вполне технически исправных, благодаря этому закону были просто выведены из строя. А это минус к логистике.
Тот же калифорнийский сенат выпускает закон, запрещающий работать частной диспетчерской службе, которая ранее координировала деятельность мелких перевозчиков. Опять минус какое-то количество участников рынка.
Ну, и наконец калифорнийские законотворцы из Демпартии предложили частным перевозчикам и транспортным компаниям покупать электрогрузовики, которых пока… не существует. “Тесла” обещала что-то придумать, но пока у нее не получилось. Так что “маємо те, що маємо” и не обижаемся на опоздание подарков и Новый год в холоде (это я о перспективах европейцев). Скажите спасибо, что это не война…
Свежие комментарии